Прокуратура Цюриха завершила предварительное расследование до делу, возбужденному в отношении государственного министра Турции по вопросам интеграции с Евросоюзом Эгемена Багыша. Напомню, он обвиняется в публичном отрицании факта геноцида армян, что по законам Швейцарии считается преступлением. Правоохранительные органы обратились с запросом в Министерство иностранных дел, после чего дело, по-видимому, будет передано в суд.


Прокуратура констатировала наличие в действиях Эгемена Багыша состава преступления, подпадающего под 261-ю статью Уголовного кодекса. Она карает за публичное отрицание преступлений перед человечеством. Так как федеральный парламент Швейцарии признал факт геноцида армян, статья автоматически распространяется на тех, кто осознанно и целенаправленно отрицает этот не подлежащий сомнению факт. Предварительное расследование, начатое прокуратурой кантона Женева, было призвано установить, говорил ли на самом деле турецкий министр слова, которые приписывают ему средства массовой информации. Речь о его выступлении в Цюрихе в ходе недавнего визита в Швейцарию, где Багыш побывал с целью участия с Давосском форуме. Согласно публикациям в прессе, Багыш тогда сказал следующее: "Я нахожусь в Швейцарии, где отрицание геноцида считается преступлением. И я открыто говорю — в 1915 году никакого геноцида не было. Пусть меня прямо сейчас арестуют”. Брать за основу публикации в газете прокуратура, конечно же, не имела право. Но поиск более веских доказательств совершенного Багышем преступления трудов не составил, так как на помощь следователям пришел сам подозреваемый. Комментируя сообщение о начавшемся разбирательстве, турецкий министр заявил: "Я слышал, что они пытаются проверить, говорил ли я действительно эти слова. Пусть прокурор Цюриха не теряет времени на расследование. Я помогу ему. Да, я сказал, что не было никакого геноцида армян. И в ходе моих предстоящих визитов в Швейцарию я снова это при всех повторю. Пусть решают, что со мной делать. Я не знаю такой силы, которая смогла бы арестовать члена правительства Турецкой Республики”. 
Таким образом, согласно требованию закона, проводящая расследование прокурор Кристин Брауншвейг, приняв к сведению признательные показания подозреваемого, должна была передать дело в суд. Все предельно просто. Налицо состав преступления, которое карается лишением свободы сроком на полгода или штрафом в размере 12 тысяч швейцарских франков. Имея в виду, что обвиняемый прежде не был судим и не замечен в противоправных действиях, суд мог бы ограничиться штрафом. Именно так и было в случае с лидером Рабочей партии Турции Догу Перинчеком, в отношении которого в марте 2007-го суд Лозанны вынес обвинительный приговор. Он проходил по той же статье за такое же преступление. Прецедент есть, так что вердикт не трудно было бы предсказать. Но единственная сложность этого дела заключается в том, что подозреваемый, будучи членом правительства иностранного государства, пользуется дипломатическим иммунитетом. То есть его не вправе арестовать без согласия на то администрации страны, которую он представляет. Ясно, что Анкара такого разрешения не даст. Но это вовсе не освобождает швейцарское правосудие от обязанности карать преступника. Тем более что он продолжает нагло провоцировать правоохранителей, подтверждая свое намерение стать рецидивистом. Эгемен Багыш бравирует своим иммунитетом. Вряд ли он был бы столь же смел, не будь у него в кармане дипломатического паспорта. Но что же делать в такой ситуации швейцарской Фемиде?.. 
Прокуратура Лозанны обратилась с официальным запросом в Министерство иностранных дел Швейцарии, желая прояснить ситуацию, связанную с наличием у подозреваемого дипломатического иммунитета. Пресс-служба внешнеполитического ведомства подтвердила факт обращения и выступила с разъяснениями. В распространенном заявлении говорится: "Члены иностранных правительств обладают неприкосновенностью. Однако в зависимости от ситуации то или иное лицо может быть лишено иммунитета. Может состояться обмен информацией между судебными органами и министерствами иностранных дел. Окончательное решение могут принять только судебные органы”. Таким образом, дело все-таки будет передано в суд. Предполагается, что уже в начале апреля будет оглашен вердикт. Турецкая дипломатия задействовала все свои рычаги воздействия для того, чтобы избавить министра от ответственности. 

Логика разработанного в Анкаре плана вполне понятна. Эрдоган, поручивший Багышу встать под удар меча швейцарской Фемиды, стремится таким образом обострить дискуссию о допустимости криминализации отрицания геноцида армян. И чем серьезнее в итоге будет конфронтация, тем лучше Анкаре. Расчет сделан на то, что кризис в отношениях между Анкарой и Берном вынудит политическое руководство Швейцарии задуматься об отмене закона, признающего негационизм уголовным преступлением. Если же швейцарцы уступят давлению, станут применять в отношении турецкого чиновника необходимые в таких случаях меры, то туркам это позволит говорить о бессмысленности закона, который на практике не работает. Это именно то, чего добивается Анкара. "Они не смогут меня арестовать. Мы докажем всем, что этот закон не действует”, — утверждал Багыш. Осознанные действия Анкары, направленные на обострение конфронтации с официальным Берном, имеют еще одну мотивацию. Это хороший способ дискредитировать Швейцарию как посредника в "цюрихском процессе”, увенчавшимся так и не вступившими в силу армяно-турецкими протоколами. Обвинив посредника в пристрастности, легче будет оправдать отказ в ратификации заключенных соглашений. 
Но шантаж и угрозы могут оказать воздействие на политическое руководство, но никак не на швейцарское правосудие, которое известно не только своей беспристрастностью, но и полной независимостью от правителей. Цюрихский суд не станет делать вид, что ничего не произошло, поскольку состав преступления в действиях Эгемена Багыша очевиден, и сам преступник это тоже признает. Швейцарское правосудие, покаравшее за аналогичное преступление турецкого оппозиционера, не может позволить себе проявление двойного стандарта только потому, что на этот раз имеет дело с членом правительства. Посему бравада Эгемена Багыша не кажется уместной. Его вполне могут приговорить к штрафу, несмотря на наличие у него иммунитета.

 

Артем Ерканян