Армянский.ру
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость



Геноцид Армян 2

  Геноцид Армян › Геноцид Армян част-1 › Геноцид Армян част-2  Геноцид Армян част-3 

Продолжение депортаций

Если общая депортация и не была заранее запланированным действием, тем не менее после совещаний в марте 1915 года представители Иттихад развернули агитацию за массовые убийства армян. События в Ване и убийство, согласно нисколько не отражающей реальные цифры официальной турецкой статистике, 150000 мусульман также были использованы османскими властями, как предлог для антиармянских действий. 24 апреля в Константинополе были арестованы 235 видных армянина, которые затем были сосланы. Вслед за этим там же последовал арест 600 армян, затем еще 5000, большинство из которых было убито в окрестностях Стамбула. Эти действия не были санкционированы каким-либо законом, а в разговоре с послом США Генри Моргентау Талаат характеризовал эти аресты, как «самооборону». 30 мая 1915 года советом министров Османской империи был принят закон о высылке, согласно которому военное командование было уполномочено подавлять вооруженное сопротивление населения и депортировать подозреваемых в измене и шпионаже. Для придания законности закон предусматривал охрану высланных и компенсацию утерянного имущества, однако на деле ни одно из этих условий не выполнялось. Главную роль в уничтожении армян играла расположенная в Эрзеруме «Особая организация» — Тешкилят-и Махсуса, насчитывающая до 34 000 членов и в значительной степени состоявшая из «четтес» — выпущенных из тюрем преступников, подчинявшаяся непосредственно Талаату. Впервые «Особая организация» проявила себя в репрессиях против армян в декабре 1914 года в районах оставленных отступающими русскими, за полгода до событий в Ване, служащих официальной причиной депортации армян. Также активное участие в массовых убийствах играл Бахайттин Сакир (тур.), работавший на триумвират младотурков, возглавлявший спецслужбы и создавший специальные эскадроны смерти.

18 апреля в окрестностях Эрзерума состоялся массовый турецкий митинг, на котором армяне были обвинены в предательстве, а помогающие им мусульмане были предупреждены о том, что они также разделят судьбу армян. В течение следующих недель армяне эрзерумской области стали объектами нападений турок. В середине мая произошла резня в Хынысе и его окрестностях, где было убито 19 000 армян. Армяне из других деревень области депортировались в Эрзерум, большинство из них умерло от голода, жажды и истощения, а оставшихся в живых сбрасывали в реку со склонов ущелья Кемах. 65 тысяч армянских жителей Эрзерума в течение июня-июля 1915 года большей частью были депортированы и убиты в ущелье Кемах, остальных депортировали в Алеппо и Мосул, где некоторым удалось выжить. В Эрзеруме были оставлены около 100 армян, которые работали на важных военных объектах. Армяне Эрзинджана также в основном были вырезаны в ущелье Кемах. У армян Байбурта, еще одного города Эрзерумской области, вначале отобрали деньги и молодых девушек, дав заверения безопасности, затем они подверглись нападению «четтес». Пытавшихся бежать обратно в Эрзинджан расстреливали жандармы. Женщины и дети из Орду были погружены на баржи под предлогом транспортировки в Самсун, а затем вывезены в море и выброшены за борт. Во время трибунала 1919 года начальник полиции Трапезунда показал что отправлял молодых армянок в Стамбул в качестве подарка губернатора области лидерам Иттихад. Подверглись насилию девушки из больницы Красного полумесяца, где губернатор Трапезунда насиловал их и держал в качестве наложниц. Южная часть турецкой Армении очищалась от армян Джевдетом и его «батальонами мясника» (тур.). Несмотря на законопослушное поведение армян Битлиса Джевдет вначале потребовал у них выкуп, а затем повесил многих из них. 25 июля город был окружен войсками Джевдета и после недолгой осады армянская часть города капитулировала. Мужчины были убиты, молодые девушки распределены местному населению, остальное армянское население отправлено на юг и утоплено в Тигре. Всего в Битлисе было убито около 15 000 армян, их дома были переданы турецким и курдским мухаджирам. Одновременно с этим было вырезано армянское население в селах вокруг Битлиса. После Битлиса Джевдет отправился в район Муша, где после майских нападений турок и курдов на армян действовало временное перемирие. После прибытия сил Джевдета в область начались пытки лидеров армянской общины, мужское население было заколото штыками, женщины и дети согнаны в конюшню и сожжены заживо. Затем Джавдет и турецко-курдские отряды напали на армян Сасуна, которые защищались как могли, пока у них не закончились боеприпасы и еда. В городах на побережье Черного моря армян загружали на корабли, а затем топили. Уничтожению были подвергнуты также армяне протестантской и католической конфессий. В Харпуте, вместе с 13 тысячами армянских солдат, были убиты студенты и преподаватели Евфратского колледжа, основанного американскими миссионерами. Та же участь постигла армян Марсована (Marsovan, Mersifon), в котором под управлением американских протестантских миссионеров действовал Анатолийский колледж. После высылки большинства из 12 тысяч армян Марсована, президент колледжа через американского посла добился гарантии для членов колледжа от Энвера и Талаата, однако губернатор округа заявил что ему ничего неизвестно о гарантиях и депортировал оставшихся армян в пустыню, где они умерли. Подверглись высылке и армяне Анкары, большинство из которых принадлежало к католической конфессии.

 В отличие от прежних депортаций, которые не отличали невиновных с точки зрения властей армян от «виновных» в пределах локальных сообществ, депортации из Киликии уже не делали различия между армянскими революционными и лоялистическими сообществами. Также эти депортации не зависели от близости к границе, и касались всех армян Османской империи. Этим депортированным не предоставлялась еда, что означало фактическую смерть от голода. Им не обеспечивалась защита и по дороге они подвергались убийствам, грабежам и насилию нерегулярных османских сил, курдских, черкесских и других мусульманских племен, в результате чего до конечного пункта в пустыне доходило около 20 %. То же самое происходило с армянами всей Восточной Анатолии. Армяне западных провинций относительно беспрепятственно дошли до Дер Зора, где впоследствии в большинстве умерли или были убиты. Считается что практика общего разрушения армянских общин Анатолии началась 24 апреля 1915 года, когда были арестованы и депортированы в Анкару лидеры армянской общины Константинополя. В середине июня почти все они были убиты, к этому времени уже были почти полностью уничтожены армянские общины Битлиса и Эрзерума. 9 июня министерство внутренних дел направило губернатору Эрзерума требование продать имущество депортированных армян, возвращение которых уже не ожидалось. В течение лета 1915 года ареал депортаций расширялся, включая районы современной Сирии. Согласно плану депортаций армяне не должны были превышать 10 % местного населения, что отражало страх младотурок перед концентрацией армян. Есть основания предполагать что убийства до 150000 человек совершено черкесами, чеченцами и арабами в лагерях вокруг пустыне Дер Зор, чтобы не допустить нахождения большого количества армян в одном месте.

Одно из самых ярких свидетельств резни оставили четыре арабских оттоманских чиновника, перешедшие на сторону русских и впоследствии рассказавших подробности депортации Марку Сайксу. Так, согласно свидетельству лейтенанта Саида Ахмеда Мухтэра Аль-Бааджа, находившегося в Трапезунде в 1915 году, он знал что высылка армян означает резню и что ему был известен официальный приказ расстреливать дезертиров без суда. Лейтенант Саид Ахмед сообщил что в секретном приказе вместо «дезертиров» было «армян», что свидетельствует о понимании центральной властью преступности своих действий и желании их скрыть.

Убийства армян сопровождались грабежами и воровством. По свидетельству торговца Мехмета Али (тур. Mehmed Ali) Асент Мустафа и губернатор Трапезунда Джемал Азми присвоили армянских драгоценностей от 300 000 до 400 000 турецких золотых фунтов (на тот момент около 1 500 000 долларов США). Американский консул в Алеппо докладывал в Вашингтон что в Турции действовала «гигантская схема разграбления». Консул в Трапезунде сообщал что ежедневно наблюдает как «толпа турецких женщин и детей следовала за полицией как стервятники и захватывала все, что могла унести» и что дом комиссара Иттихад в Трапезунде полон золотом и драгоценностями, которые составляют его долю от грабежей.

К концу лета 1915 значительная часть армянского населения империи была убита или готовилась к этому. Несмотря на попытки османских властей скрыть это, добравшиеся до Европы беженцы рассказали об истреблении армянского населения. 27 апреля 1915 года армянский католикос призвал США и Италию вмешаться с целью остановить резню. Союзные державы публично осудили резню армян турками и курдами при попустительстве османских властей, однако в условиях войны не могли ничего сделать для реального облегчения участи армян. В Великобритании после официального расследования была выпущена книга документов «Отношение к армянам в Османской империи», в Европе и США начался сбор средства для беженцев. Уничтожение армян в центральной и западной Анатолии продолжалось и после августа 1915 года.

Турецкие врачи. Медицинские эксперименты над армянами

 В качестве одного из оправданий уничтожения оттоманских армян привлекалось биологическое основание. Армяне именовались «опасными микробами», им присваивался более низкий биологический статус, чем мусульманам. Главным пропагандистом этой политики был доктор Мехмет Решид, губернатор Диарбекира, первым практиковавший прибивание подков к ногам депортируемых. Также Решид практиковал распятие армян как интерпретацию распятия Христа. Официальная турецкая энциклопедия 1978 года характеризует Решида как «прекрасного патриота».

Отсутствие бытовых условий и медикаментов привело к распространению в турецкой армии эпидемий, уносящих жизнь каждого десятого солдата. По распоряжению врача Третьей армии Тевфика Салима (тур.) для разработки вакцины против сыпного тифа в центральной больнице Эрзинджана проводились эксперименты над армянскими солдатами и кадетами военных училищ, большинство из которых погибло. Косвенные свидетельства указывают на участие в этих экспериментах и Бахайттина Сакира. Эксперименты непосредственно проводил профессор медицинской школы Стамбула Хамди Суат (тур.), вводивший пациентам кровь, зараженную тифом. После окончания войны во время рассмотрения этого дела Стамбульским трибуналом Хамди Суат был помещен в клинику медицинской школы на принудительное лечение по причине «острого психоза». Сегодня в Турции Хамди Суат считается основателем турецкой бактериологии и ему посвящен мемориальный дом-музей в Стамбуле. Эти эксперименты были одобрены главным санитарным инспектором Оттоманских Вооруженных сил Сулейманом Нуманом (тур. Süleyman Numan). Эти эксперименты вызвали протесты немецких врачей в Турции, которым стало об этом известно, а также нескольких турецких врачей, один из которых, Джемал Хайдар (тур. Cemal Haydar), лично присутствовавший при экспериментах в открытом письме министру внутренних дел в 1918 году, охарактеризовал их как «варварские» и «научные преступления». Хайдара поддержал главный врач больницы Красного полумесяца Эрзинджана доктор Салахеддин, предложивший властям помощь в розыске виновных в медицинских экспериментах. Министерство обороны отвергло эти обвинения в свой адрес, после чего Хайдар и Салахеддин подтвердили свои показания. Хайдар повторил об убийствах сотен армян в результате медицинских экспериментов, по заявлению Салахеддина на него оказывалось давление с целью заставить его замолчать. В результате политической неразберихи переходного периода организатором эксперимента удалось избежать наказания, Хамди Суат впоследствии опубликовал результаты своих исследований, где описывались эксперименты над «осужденными преступниками».

В расследовании военного трибунала 1919 года стали также известны факты отравления армянских детей и беременных женщин руководителем санитарно-гигиенических служб и департамента здравоохранения Трапезунда Али Саибом (тур. Ali Saib). Отказывающихся принимать яд поили им насильно или топили в море. Выживших после депортации армян, добравшихся до лагерей Месопотамии Саиб убивал, вводя им смертельную дозу морфия или других отравляющих веществ. Французские и турецкие свидетели подтвердили факты отравления детей в больницах и школах. Также Сеибом использовались мобильные паровые бани (тур. Etüv), в которых детей убивали перегретым паром.

Оборона горы Муса-Даг

Армянское население, живущее в районе горы Муса-даг, недалеко от Антиохии, предвидя уничтожение, в июле 1915 года бежало от властей в горы и там организовало успешную оборону, отражая атаки османских войск в течение семи недель. Обороняющиеся количеством около 4000 человек были спасены французским военным судном и вывезены в Порт-Саид. Часть оборонявшихся впоследствии вступила во французский Восточный легион и особенно проявила себя в сражении против турок при Араре в 1918 году. Об обороне Мусад-дага написана широко известная книга Франца Верфеля Сорок дней Муса-Дага.

Выступления турок и немцев против уничтожения армян

Исследование помощи армянам со стороны мусульман затруднены, помощь армянам во многих случаях каралась смертью и, соответственно, скрывалась. Тем не менее, известны многочисленные случаи спасения армянских детей турецкими семьями, а также случаи протестов османских чиновников, отказывающихся принимать участие в убийствах армянского населения. Против депортации армян выступили глава Алеппо Джелал-бей, заявивший, что армяне защищаются, и что право жить — естественное право любого человека, и запретивший любые репрессии против армянского населения, а так же губернаторы Смирны Рахми-бей и Адрианополя Хаджи Адил-бей. Джелал-бей в июне 1915 года был отстранен от управления городом. Командир концентрационного лагеря в пустыне Дер-Зор, Али Суэд Бей, пытавшийся облегчить участь армян, был смещен с должности, и на его место поставлен Зеки-бей, проявлявший к армянам исключительную жестокость. Один из лидеров младотурок, Джемаль-паша, в своих мемуарах писал о том, что он пришел в ужас от преступлений против армян и пытался смягчить их участь, однако историки подвергают сомнению такое его отношение к армянам.

Представители союзной туркам немецкой стороны в большинстве пассивно потворствовали репрессиям против армян. Немецкий посол барон фон Вангенхайм, несмотря на подробную картину представляемую ему консулами, протестовал только против мелких нарушений. Только третий, после фон Вангенхайма, немецкий посол граф фон Вольф-Меттерних оценил действия «Единение и Прогресс» как шовинизм, направленный на уничтожение армян. Немецкий миссионер Иоганнес Лепсиус сумел посетить Стамбул в 1915 году, однако его просьбы к Энверу о защите армян остались без ответа. По возвращении в Германию Лепсиус без особого успеха пытался привлечь общественное внимание к положению армян в Турции. Доктор Армин Вегнер, служащий в Турции при фельдмаршале фон Гольце, собрал большой архив фотографий. Его фотография армянской женщины, идущей под турецким конвоем, стала одним из символов геноцида армян. В 1919 году Вегнер написал письмо президенту США Вильсону, в котором сообщил известные ему подробности геноцида. Мартин Нипаж (нем. Martin Niepage), немецкий преподаватель технической школы в Алеппо, в книге 1916 года, оставил описания варварских убийств армян.

 Османская империя и Республика Армения в 1918—1923 годах

По условиям Мудросского перемирия, союзные державы обязывались наказать турок и наградить армян. Настаивая на контроле над стратегическими путями, освобождении военнопленных и уходе турецких войск из Закавказья, Британия согласилась заменить требование вывода турецких войск из шести армянских вилайетов на право союзников ввести в эти вилайеты войска «в случае беспорядков». Тем не менее, союзные страны не собирались выполнять этот пункт договора. При эвакуации из Эриванской области турецкая армия ограбила и вывезла всё что возможно: запасы продовольствия, домашний скот, орудия труда, одежду, мебель и даже двери, окна и железнодорожные шпалы. Когда армянская армия в декабре 1918 года заняла Александрополь, на железной дороге не было ни одного локомотива или железнодорожного вагона. Зима 1918—1919 года в лишенной продовольствия, одежды и медикаментов Армении сопровождалась массовой гибелью людей. Выжившие от голода и мороза, становились жертвами сыпного тифа. Жертвами этой зимы стали почти 200 000 армян, то есть 20 % населения Армении. В 1919 году при рождаемости 8,7 смертность составляла 204,2 человека на 1000 жителей. Действия османской армии при отступлении из Армении некоторыми историками расцениваются, как продолжение геноцида армян.

Процесс изгнания и уничтожения турецких армян завершился серией военных кампаний в 1920 году против беженцев, вернувшихся в Киликию, и во время резни в Смирне, когда войска под командованием Мустафы Кемаля вырезали армянский квартал в Смирне, а затем, под давлением западных держав, разрешили эвакуироваться оставшимся в живых. С уничтожением армян Смирны, последней уцелевшей компактной общины, армянское население Турции практически прекратило существование на своей исторической родине. Оставшиеся в живых беженцы рассеялись по миру, образовав диаспоры в нескольких десятках стран.

Спорные вопросы. Демография, сроки и приятие «окончательного решения»

 Армянское население Турции

Одним из наиболее спорных вопросов в изучении геноцида армян является количество жертв, ответ на который часто зависит от политических предпочтений. Точный подсчет числа жертв невозможен и оценка базируется на косвенных признаках и свидетельских показаниях. Одним из таких признаков является численность армянского населения Османской империи.

С момента возникновения армянского вопроса, демографический вес армян стал в Турции вопросом политическим, призванным показать, что армяне составляли лишь незначительное меньшинство среди мусульманского населения. Под прикрытием реформ в 1864-66 годах Эрзерумский вилайет, бывшее губернаторство Эрменистан, был разделен на семь частей управляемых муташерифами (тур. Mutasarrıf). Часть территорий Эрзерумского вилайета были переданы провинции Диарбакир. Тем не менее, армяне составляли значительную долю населения вилайета, и в 1878 году Эрзерумский вилайет путем удаления целых районов от него и добавления других был разделен на четыре вилайета: Эрзерум, Ван, Хаккяри и Муш. В 1886 году Порта разделила Армянское нагорье, на этот раз на более мелкие административные единицы. Последняя перекройка районов произошла в 1895 году, восемь вилайетов были объединены в шесть новых административных единиц. При демографических подсчетах османское правительство считало отдельно ортодоксальных армян от армян католиков и протестантов, от греков и сирийцев, в то время как турки, туркоманы, курды, кызылбаши, езиды и пр. считались совместно.

Первая перепись населения в Османской империи 1844 года показала около 2 000 000 армян в азиатской Турции. В 1867 году на всемирной выставке в Париже руководство империи заявило о 2 000 000 армян в Малой Азии и 400 000 в европейской Турции. Согласно данным армянского патриархата, в 1878 году количество армян в Османской империи составляло 3 000 000: 400 000 в европейской Турции, 600 000 в западной Малой Азии, 670 000 в вилайетах Сивас, Трапезунд, Кайсери и Диарбакир и 1 330 000 на Армянском нагорье. В официальной переписи 1881—1893 годов число армян резко падает до 1 048 143 человек. Даже с учетом потерь в 1878 году Карса и Ардагана такое уменьшение количество армян можно объяснить только манипуляциями с цифрами. Ежегодником османского правительства (тур. Salname) за 1882 год налог выплачиваемый немусульманскими мужчинами был рассчитан в размере 462 870 турецких фунтов, однако согласно тому же ежегоднику совет министров Турции ожидал поступлений от этого налога в два раза больше, что косвенно подтверждает занижение численности немусульманского населения в два раза. Официальная перепись показывала отсутствие армян в некоторых городах, в которых достоверно известно об их наличии. Османская перепись 1907—1908 годов вызывает те же вопросы, что и предыдущая. Согласно этой переписи, армянское население Эрзерума, Битлиса и Вана осталось тем же, несмотря на резню 1894—1896 годов. Раймонд Кеворкян, подробно анализируя демографические данные, полагает, что эта перепись не имела отношения к реальному подсчету армянского населения и только повторила данные предыдущей переписи, которые, в свою очередь, были заниженны в два раза. В 1912 году армянская патриархия оценила количество армян в вилайетах Ван, Битлис, Мамурет уль-Азиз, Диарбекир, и Эрзерум в 804 500 человек. В 1914 году патриархия провела более точные подсчёты которые показали 1 845 450 армян на территории империи. Уменьшение армянского населения более чем на миллион можно объяснить резней 1894—1896 годов, бегством армян из Турции и насильственным обращением в ислам. Кроме того, перепись не была полной, так как переписчики патриархии не имели доступа ко всем армянонаселенным пунктам, особенно если они контролировались курдскими племенами. Наиболее показательно это для вилайета Диарбакир, армянское население которого, согласно официальным данным, составляло 73 226 человек, согласно подсчетам патриархии — 106 867, а весной 1915 года из вилайета было депортировано 120 000 армян. Официальная османская статистика оценивала армянское население империи в 1915 году в 1 295 000 человек.

Согласно «Британнике», существуют оценки от 1 млн до более 3,5 млн. Современные оценки армянского населения Османской империи колеблются между 1 500 000 и 2 500 000 человек. Таким образом, конкретная оценка количества жертв может зависеть от взятой за основу оценки общей численности армянского населения. Еще одним параметром, влияющим на оценку количества жертв, является период времени, который рассматривается как длительность геноцида. Современные оценки длительности геноцида колеблются между неполным 1915 годом и периодом с 1915 по 1923 год.

Количество жертв

 28 сентября 1915 года губернатор Диарбекира Решид-бей в телеграмме Талаату сообщал, что он выслал из области 120 000 армян, в то время как официальная османская статистика показывала почти в два раза меньшее число. В августе 1915 года Энвер-паша сообщил Эрнсту Якху (нем. Ernst Jackh) о 300 000 погибших армянах. Согласно Иоганнесу Лепсиусу, было убито около 1 миллиона армян, в 1919 году Лепсиус пересмотрел свою оценку до 1 100 000 человек. По его данным только во время османского вторжения в Закавказье в 1918 году было убито от 50 до 100 тысяч армян. Эрнст Зоммер (англ.) из «Немецкого союза помощи» (нем. Deutscher Hilfsbund Deutscher Hilfsbund fur christliches Liebeswerk im Orient) оценил число депортированных в 1 400 000, а оставшихся в живых — в 250 000. 20 декабря 1915 года консул Германии в Алеппо Рёсслер сообщил рейхсканцлеру, что, исходя из общей оценки армянского населения в 2,5 млн, оценка числа погибших в 800 000 является вполне вероятной и может быть еще выше. Одновременно он отметил, что если за основу оценки будет взята численность армянского населения в 1,5 млн, то число погибших следует пропорционально уменьшить (то есть оценка числа погибших будет составлять 480 000).

Согласно Лепсиусу, в ислам было насильно обращено от 250 000 до 300 000 армян, что вызвало протесты некоторых мусульманских лидеров империи. Так, муфтий Кютахьи объявил противоречащими исламу насильственное обращение армян. Обращение в ислам не имело религиозного смысла для лидеров младотурок, которые были неверующими, однако оно преследовало политические цели разрушения армянской идентичности и уменьшения количества армян, чтобы подорвать основу для требований автономии или независимости со стороны армян.

Современные оценки количества жертв разнятся от 200 000 (некоторые турецкие источники и Стенфорд Шоу в первом издании «History of the Ottoman Empire and modern Turkey») до более 2 000 000 армян (некоторые армянские источники и Руммель). Рональд Сюни называет диапазон оценок от нескольких сотен тысяч до 1,5 млн. По мнению «Энциклопедии Османской империи», наиболее консервативные оценки указывают число жертв около 500 000, а более высокой является оценка армянских ученых в 1,5 млн. Согласно «Британнике», цитирующей подсчеты Арнольда Тойнби (опубликованы в 1916 году) погибло около 600 000 армян, Гюнтер Леви сообщает о 642 000, Эрик-Ян Цюрхер предполагает от 600 000 до 800 000 жертв, Роджер Смит называет «более миллиона», «Энциклопедия геноцида» считает, что было уничтожено до 1,5 миллиона армян, согласно Руммелю (англ.), было уничтожено 2 102 000 армян (из них 258 000 — проживавших за пределами Османской империи). Согласно Дугласу Говарду, большинство историков оценивают число жертв в диапазоне от 800 000 до 1 000 000. По мнению Ричарда Хованнисяна, до последнего времени наиболее распространенной оценкой была цифра 1 500 000, однако в последнее время в результате политического давления Турции эта оценка пересматривается в сторону понижения. Согласно Армену Марсубяну большинство историков оценивают количество жертв геноцида от 1 до 1,5 миллиона человек.

Принятие «окончательного решения»

Вторым спорным вопросом является время принятия решения об уничтожении армянского населения Турции. Историки, рассматривающие эту проблему (аналогично историкам Холокоста), делятся на две группы: «интерналисты» которые считают, что турки давно вынашивали планы геноцида армян, и события конца XIX — начала XX века являются репетицией геноцида 1915 года, и «функционалисты», которые полагают, что события носили достаточно случайный характер и произошли под воздействием представлений об армянской угрозе, возникших во время Первой мировой войны. Так, «интерналист» Вахагн Дадрян видит важную причину геноцида армян в исламе, представляющем неподвластную изменениям догму, и обосновывает это тем, что основные убийства армян происходили после пятничных молитв, на которых муллы призывали к джихаду против армян. Критикуя его аргументы, оппоненты возражают, приводя пример спасения армян мусульманами, и отмечая тот факт, что репрессии против армян начались в Османской империи после эпохи Танзимат, когда Османская империя отказалась от главенства религиозных законов и попыталась встать на путь модернизации. «Функционалисты», например Рональд Сюни и Дональд Блоксхам, причины ликвидации армянской общины видят в последствиях поражения Османской империи под Сарикамышем. Анализируя точку зрения «функционалистов», Асатурян отмечает, что кроме непосредственных обстоятельств, геноцид должен созреть на почве прошлой социальной дискриминации и в коллективных мифах свойственных доминантной группе. Тем не менее среди исследователей существует консенсус относительно того, что «окончательное решение» было принято после восстания в Ване 1915 года. Крайние позиции в этом вопросе занимают многие историки из Армении, полагающие, что вся история Османской Империи является прелюдией к геноциду, и историки Турции, в большинстве вообще отрицающие целенаправленное уничтожение армянской общины.

Уничтожение культурного наследия

 Уничтожение армянского населения сопровождалось кампанией уничтожения армянского культурного наследия. Армянские памятники и церкви взрывались, кладбища распахивались под поля кукурузы и пшеницы, армянские кварталы городов были разрушены или заняты турецким населением и переименованы.

В 1914 году за армянским Константинопольским Патриархатом числилось не менее 2549 приходов, в том числе свыше 200 монастырей и 1600 церквей. В период проведения политики геноцида было уничтожено множество армянских памятников архитектуры, политика разрушения продолжилась и после этнических чисток. Многие армянские храмы были разрушены, еще больше было преобразовано в мечети и караван-сараи. До 1960 года турецкая политика заключалась в планомерном уничтожении исторических свидетельств пребывания армян на территории Турции. Только в 1960-х годах ученые подняли вопрос о регистрации и спасении памятников армянского духовного наследия. В 1974 году ученые идентифицировали в Турции 913 оставшихся армянских церквей и монастырей, находящиеся в различном состоянии. Более половины зданий из этих памятников не сохранились до наших дней, из тех, что остались, 252 были разрушены и только 197 находятся в более-менее пригодном состоянии.

В конце 1980-х и в начале 1990-х Уильям Далримпл нашел свидетельства продолжающегося разрушения армянских исторических памятников. Хотя многие памятники ветшали из-за невнимания властей, землетрясений или крестьян, ищущих армянское золото, которое, как они считали, скрыто под церквями, есть явные случаи преднамеренного разрушения. Ранее французский историк Дж. М. Тьерри был приговорен заочно к трем месяцам работ за то, что пытался воссоздать план армянской церкви города Ван. Он же отмечал, что в 1985 году власти хотели снести армянскую церковь в Ошкаванке, но им это не удалось ввиду того, что этому воспротивились местные жители, которые использовали ее в качестве зернохранилища. Уничтожение армянских памятников ускорилось после появления армянских террористических организаций, нападавших на турецких официальных лиц.

Ярким примером уничтожения армянского наследия, согласно Уильяму Далримплу, является расположенный около города Карс монастырский комплекс Хтзконк, состоящий из пяти церквей, который с момента геноцида армян до конца 1960-х годов был официально запрещен для посещения. По свидетельствам очевидцев, монастырь был взорван с помощью динамита регулярной армией, которая также проводила учебные стрельбы по зданиям комплекса. К моменту посещения историком монастыря уцелела лишь церковь Св. Саргиса XI века, стены которой были значительно повреждены. Другим примером является полуразрушенная церковь Варагаванк, превращенная в сарай. Базилика девятого столетия рядом с Ерзинджой была превращена в склад с огромным проделанным для въезда транспорта отверстием. Армянский собор в Эдессе (ныне Урфа) был преобразован в пожарное депо в 1915 году, а в 1994 году из него сделали мечеть, при этом были разрушены ненужные для мечети христианские постройки. Таким образом первый христианский город на сегодняшний день не имеет ни одной церкви. В 1987 году Европейский парламент призвал Турцию улучшить условия охраны архитектурных памятников. Аналогичная попытка с ограниченным успехом была предпринята Всемирным фондом памятников. В результате международного давления на была восстановлена церковь Святого Креста на озере Ван.

Операция «Немезида»

 В 1919 году на девятом съезде Дашнакцутюн в Бостоне было принято решение уничтожить лидеров младотурок участвующих в геноциде армян, операция получила название богини мщения — «Немезида». Большинство заговорщиков были выжившие во время геноцида армяне и они были полны решимости отомстить за гибель своих семей. Некоторые из переживших геноцид проводили аналогичные акции без связи с операцией «Немезида». Самой известной жертвой операции стал министр внутренних дел Османской империи и один из членов османского триумвирата Талаат-паша. Талаат, вместе с другими лидерами младотурок, бежал в Германию в 1918 году, однако был обнаружен и убит Согомоном Тейлиряном в Берлине в марте 1921 года. После ареста Тейлиряна общественное мнение было настроено против него, однако появившиеся в процессе суда сведения о массовых убийствах армян умерили гнев общественности. В итоге Тейлирян был оправдан по причине временной потери рассудка, возникшей из-за пережитых страданий, вызванных действиями правительства триумвирата.

Турецкий военный трибунал 1919—1920 годов

После поражения Османской империи в 1918 году и Мудросского перемирия страны-победители потребовали от Турции наказать виновных в преступлениях против военнопленных и армян. Отдельную позицию занимала Британия, в основном настаивавшая в первую очередь на наказании за жестокое отношение к британским военнопленным и только потом за уничтожение армян. К началу работы трибунала основные руководители Иттахат: Талаат, Энвер, Джемаль, Шакир, доктор Назим, Бедри и Азми бежали за пределы Турции.

Согласно обвинению депортации не были продиктованы военной необходимостью или дисциплинарными причинами, а были задуманы центральным комитетом Иттихад, и их последствия ощущались в каждом углу Османской империи (тур. Memaliki Osmaniyenin hemen ее tarafnda). В доказательствах трибунал в основном опирался на документы, а не на свидетельские показания. Трибунал посчитал доказанным факт организованного убийства армян лидерами Иттихад (тур. taktil cinayeti). Трибунал признал отсутствующих на суде Энвера, Джемаля, Талаата и доктора Нэзима виновными и приговорил их к смертной казни. Из присутствующих на суде обвиняемых трое были осуждены на смертную казнь через повешение.

Продолжение 

Аудиоплеер

Календарь

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Друзья сайта

Поиск

Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz
Яндекс.Метрика