Армянский.ру
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость



Геноцид Армян
                                           Геноцид Армян › Геноцид Армян част-1 › Геноцид Армян част-2  Геноцид Армян част-3  
 
           




    

Геноцид армян

Геноци́д армя́н (арм. Հայոց Ցեղասպանություն, тур. Ermeni Kırımı; на армянском чаще используется выражение Մեծ Եղեռն [mɛts jɛˈʁɛrn] — Великое Злодеяние) — геноцид, организованный и осуществлённый в 1915 году (по мнению некоторых источников, продлившийся до 1923 года) на территориях, контролируемых властями Османской империи и Республики Турция, с применением физического уничтожения и депортации, включая перемещение гражданского населения в условиях, приводящих к неминуемой смерти. Сам термин «геноцид» в своё время был предложен для обозначения массового уничтожения армянского населения в Османской Империи и евреев на территориях, оккупированных нацистской Германией.

Наряду с Холокостом является одним из двух наиболее исследованных актов геноцида в истории. В совместной Декларации от 24 мая 1915 года стран-союзниц (Англия, Франция и Россия) геноцид армян стал первым признанным геноцидом как преступлением против человечности.

Основными организаторами геноцида армян считаются лидеры младотурок Талаат, Джемаль и Энвер, а также руководитель «Особой организации» Бехаэддин Шакир. Одновременно с геноцидом армян в Османской империи имели место геноцид ассирийцев и геноцид понтийских греков. Бо́льшая часть армянской диаспоры возникла в результате геноцида армян.

Содержание   

1 Исторические предпосылки

2 Население Османской империи и терминология

3 Османская империя и армянский вопрос

4 Массовые убийства армян в 1894—1896 годах

5 Приход младотурков к власти. Киликийская резня

6 Первая мировая война. Геноцид армян

6.1 Организация уничтожения армян

6.2 Первые убийства

6.3 Организация депортации армян

6.4 Первые депортации

6.5 Ванское восстание

6.6 Продолжение депортаций

6.7 Турецкие врачи. Медицинские эксперименты над армянами

6.8 Оборона Муса-дага

6.9 Выступления турок и немцев против уничтожения армян

6.10 Карта основных районов уничтожения армянского населения. Концентрационные лагеря

7 Османская империя и Республика Армения в 1918—1923 годах

8 Спорные вопросы. Демография, сроки и приятие «окончательного решения»

8.1 Армянское население Турции

8.2 Количество жертв

8.3 Принятие «окончательного решения»

9 Уничтожение культурного наследия

10 Операция «Немезида»

11 Турецкий военный трибунал 1919—1920 годов

12 Турецкая республика и армянский вопрос

13 Доказательства геноцида армян

14 Отрицание геноцида армян

15 Геноцид армян в культуре

16 Юридическая сторона

16.1 Признание

16.1.1 Регионы

16.1.2 Компенсация

16.1.3 День памяти жертв

 Армянский вопрос

Армяне Османской империи, не будучи мусульманами, считались второразрядными гражданами. Несмотря на то, что 70 % армянского населения составляли бедные крестьяне, среди мусульманского населения был распространён стереотип хитрого и успешного армянина с большим коммерческим талантом. Враждебность к армянам порождали нерешённые социальные проблемы в городах и борьба за ресурсы в сельском хозяйстве. Армянам запрещалось носить оружие, на них были возложены более высокие налоги. Будучи христианами, армяне не имели права свидетельствовать в суде . Эти процессы осложнялись притоком мухаджиров — мусульманских беженцев с Кавказа (после Кавказской войны и русско-турецкой войны 1877-78 годов) и из новообразованных балканских государств. Изгнанные христианами со своих земель, беженцы переносили свою ненависть на местных христиан. Притязания армян на личную и коллективную безопасность и одновременное ухудшение их положения в Османской империи привели к возникновению так называемого «армянского вопроса» как части более общего восточного вопроса.

Массовые убийства армян в 1894—1896 годах

 Резня в Эрзуруме, 1895 год

Массовые убийства армян в 1894—1896 годах

Массовые убийства в 1894—1896 годах, унесшие жизни многих десятков, а то и сотен тысяч армян, состояли из трех основных эпизодов: резни в Сасуне, убийств армян по всей территории империи осенью и зимой 1895 года и резни в Стамбуле и в районе Вана, поводом для которой послужили протесты местных армян. Наиболее кровавой и наименее изученной является вторая фаза. Степень участия властей в организации убийств является предметом ожесточенных споров до сих пор.

В районе Сасуна курдские вожди обложили данью армянское население, и в то же время османское правительство потребовало погашения задолженностей по государственным налогам, которые до того прощались, учитывая обстоятельства курдских грабежей. В следующем году курды и османские чиновники потребовали от армян уплаты налогов, но встретили сопротивление, подавить которое был послан Четвёртый армейский корпус. Было убито не менее 3000 человек. Послы Британии, Франции и России предложили создать комиссию по расследованию, однако предложение было отклонено Портой.

Протестуя против нерешенности армянских проблем гнчакисты решили провести большую демонстрацию в сентябре 1895 года, однако она была перехвачена полицией. В результате начавшейся перестрелки десятки армян были убиты и сотни ранены. Полиция отлавливала армян и передавала их софтам — учащимся исламских учебных заведений Стамбула, которые забивали армян до смерти. Резня продолжалась до 3 октября. 8 октября мусульмане устроили массовое убийство армян в Трабзоне, где было убито и заживо сожжено около тысячи человек. Это событие стало провозвестником организованной османскими властями серии массовых убийств армян в Восточной Турции: Эрзинджане, Эрзеруме, Гюмюшхане, Байбурте, Урфе и Битлисе.

Несмотря на то, что дашнаки воздерживались от публичных акций, резня 1895 года привела их к решению захватить здание Оттоманского банка. 26 августа 1896 года группа хорошо вооруженных дашнаков захватила здание Османского банка, взяла европейский персонал в заложники, и, угрожая взрывом банка, потребовала от турецкого правительства провести обещанные политические реформы. В результате переговоров представитель российского посольства и директор банка, Эдгар Винсент, убедили нападающих покинуть здание Банка под личную гарантию безопасности. Власти начали организовывать нападения на армян ещё до того, как нападавшие покинули банк. В течение двух дней при очевидном попустительстве властей турки забивали до смерти любого попавшегося армянина, убив более 6000 человек.

Точное число жертв резни 1894—1896 годов подсчитать невозможно. До окончания насильственных действий находящийся в это время в Турции лютеранский миссионер Иоганнес Лепсиус, используя немецкие и другие источники, собрал следующую статистику: убитых — 88 243, разорено — 546 000, разграбленных городов и деревень — 2 493, обращено в Ислам деревень — 456, осквернено церквей и монастырей — 649, превращено в мечети церквей — 328. Оценивая общее число убитых, Кинросс приводит цифру 50—100 тыс, Блоксхам — 80—100 тыс, Ованнисян — около 100 тыс, Адалян и Тоттен — от 100 до 300 тыс, Дадрян — 250—300 тыс, Сюни — 300 тыс.

Приход младотурков к власти. Киликийская резня

 Киликийская резня 1909 года

Адана, 1909 год

В 1907 году Абдул-Хамид был низложен и сослан в Салоники. Новые законы означали конец традиционного превосходства мусульман над армянами, и когда в Стамбуле сторонники Абдул-Хамида подняли мятеж, в Адане консервативно настроенные мусульмане напали на армян, которые составляли четверть населения города. Власти вмешались только через два дня, когда уже были убиты более 2000 армян. Прибывшие в город армейские подразделения вместе с погромщиками напали на армянскую часть города, которая была полностью сожжена. Погромы прошли по всей Киликии, доходя до Мараша и Кессаба.

После конституционной революции 1908 года младотурки фактически признали захват земель армянского населения при Абдул-Хамиде, также они поощряли переселение мухаджиров на эти территории. После подавления мятежа младотурки начали кампанию насильственного отуречивания населения и запретили организации ассоциируемые с нетурецкими этническими целями. 400 000 мухаджиров было размещено в Анатолии, что привело к значительному преобладанию мусульман в империи, хотя в середине XIX века немусульмане составляли около 56 % её населения. Перестав сотрудничать с Иттихад, армянские политические партии снова получили возможность обращаться за поддержкой к европейским державам. При поддержке Российской империи в феврале 1914 года ослабленной Османской империи был навязан план, по которому предусматривалось создание двух зон из шести армянских областей и города Трапезунда, которые должны были управляться представителями европейских держав, согласованными с Портой.

Первая мировая война. Геноцид армян

Организация уничтожения армян

Военный преступник Талаат-паша

После революции Иттихад в 1908 году перед турками встала проблема поиска новой идентичности. Имперская оттоманская идентичность была подорвана конституцией, уравнявшей права населения Османской империи и лишившей турок имперского статуса. Кроме того эта идеология проигрывала более агрессивным исламской и идеологии пантюркизма. В свою очередь позиции исламской идеологии подрывал факт наличия соседнего шиитского государства Иран и атеистическое мировоззрение лидеров Иттихад. Самым влиятельным идеологом младотурок был социолог и поэт Зия Гёкальп, сформулировавший принципы, в соответствии с которыми Османская империя приняла участие в Первой мировой войне. Эти принципы включали страну Туран, населенную туркоговорящими мусульманами, территория Турана должна была охватывать весь ареал распространения тюркского этноса. Эта концепция, фактически исключающая нетюрок не только из власти, но и вообще из гражданского общества, была неприемлема для армян и других нетурецких народов Османской империи. Наиболее удобный для основного населения империи пантюркизм был в течение нескольких лет принят почти всеми лидерами Иттихад как основная идеология. Армяне, не будучи тюрками, продолжали рассматривать себя как христиан и рассматривали, возможно, ошибочно[39], тюркизм как меньшее зло, чем ислам. Во время балканской войны 1912 года армяне в большинстве были склонны к идеологии османизма, а армянские солдаты играли значительную роль в турецких войсках, выставив более 8 тысяч добровольцев, многие из которых, по свидетельству английского посла, демонстрировали исключительную храбрость. В свою очередь, армянские партии Гнчак и Дашнакцутюн заняли антиосманскую позицию, представитель дашнаков организовывал в Тифлисе проармянские отряды для операций против Турции, а представители гнчакистов предлагали военную помощь российскому штабу на Кавказе. 2 августа 1914 года Турция подписала секретный договор с Германией, одним из пунктов которого было изменение восточных границ Османской империи для создания коридора к мусульманским народам России, что подразумевало искоренение армянского присутствия на измененных территориях. Эта политика была публично озвучена Оттоманским правительством после вступления в войну 30 октября 1914 года, в обращении присутствовало утверждение о «естественном» объединении всех представителей турецкой расы.

Сразу после заключения договора в Османской империи началась реквизиция имущества, непропорционально используемая к христианам. В ноябре 1914 года был объявлен джихад, что подогрело антихристианский шовинизм мусульманского населения. По приказу Энвера и Джемаля британское и французское население Стамбула использовалось в качестве живого щита при атаках союзных держав. Широкое распространение получила стратегия использования потенциально мятежных этнических общих противников: так Турция обратилась к мусульманам России призывая их присоединиться к джихаду, Британия активно поддерживала арабские восстания, а Германия — украинских националистов. Османские власти попытались использовать Дашнакцутюн для армянского восстания в российском Закавказье, обещая в случае победы создание армянского района под турецким управлением, однако представители Дашнакцутюн заявили, что армяне каждой стороны должны оставаться лояльными своему правительству[38]. Взбешенный этим отказом глава «Специальной организации» Бехаэддин Шакир приказал расстрелять несколько лидеров дашнаков. С другой стороны, министр иностранных дел Российской империи предлагал использовать армян и курдов для организации восстаний в Турции. Наместник Кавказа Воронцов-Дашков призвал армян поддержать Россию и обещал, что Россия будет придерживаться плана автономии армянских регионов Турции, однако эти обещания были преднамеренным обманом. План Воронцова-Дашкова предусматривал создание руководимых русскими вооружённых армянских отрядов на Кавказе, в Турецкой Армении и Персии. Было сформировано пять батальонов, укомплектованных армянами с территорий, захваченных Россией у Турции в 1878 году, а также бежавших из Турции. Армянские подразделения были развернуты на границе с Турцией в расчёте на то, что армяне по ту сторону границы поднимут восстание. В сложившейся ситуации анатолийские армяне готовились к самообороне, получая поддержку от добровольцев из России, аналогичная самоорганизация происходила у мусульман Кавказа, подстрекаемых к восстанию Турцией. Происходили столкновения между армянами и турками, например диверсии на телеграфной линии в Ване и столкновения в Битлисе в конце 1914 — начале 1915 года, однако они носили локальный характер, основное армянское население не поддерживало антиосманскую политику. Российская агитация среди курдов имела еще меньший успех. Риторика сторон конфликта об «этнических братьях» на территории противника маскировала задачу использования этого населения в качестве пушечного мяса. Присоединение нескольких тысяч мусульманских добровольцев к османским войскам после оккупации Турцией некоторых территорий Персии и российского Закавказья вызвала депортацию российских мусульман от российской границы и резню, аналогичная репрессивная политика проводилась против армян Турции. Эти демонстративно жестокие меры показывают, что для военных и нерегулярных формирований восточной Анатолии отношение к армянам уже было «игрой по правилам», они не колебались при применении жестоких мер для подавления любых инцидентов, которые ими уже не считались как локальные. Однако до конца марта 1915 года резня армян носила публичный и предупредительный характер против возможных волнений, что качественно отличает её от более поздних депортаций и убийств, скрываемых лидерами Иттихад

Первые убийства

Талаат в беседе с послом США Моргентау

«…мы уже избавились от трех четвертей армян, их больше не осталось в Битлисе, Ване и Эрзеруме. Ненависть между армянами и турками в настоящее время так сильна, что мы должны покончить с ними. Если мы этого не сделаем, они будут нам мстить»

Через несколько часов после заключения секретного турецко-германского военного договора Иттихад объявила всеобщую мобилизацию, в результате которой почти все здоровые армянские мужчины были призваны в армию, первый призыв коснулся возрастной категории 20-45 лет, следующие два — 18-20 и 45-60 лет. Вскоре после вступления Османской империи в Первую мировую войну она оказалась втянута в войну на несколько фронтов. Вторжение османских войск на территорию России и Персии увеличило ареал репрессий против армян: между ноябрём 1914 и апрелем 1915 года было ограблено 4-5 тысяч армянских деревень и убито в общей сложности 27 000 армян и множество ассирийцев. На восточном фронте, где войскам Энвера, потерпевшего жестокое поражение под Сарыкамышем в январе 1915 года, противостояла российская армия, османская армия была отброшена от Тебриза и Хоя. Победе регулярной российской армии значительно помогли действия российских армянских добровольцев, что привело к пропаганде Иттихад о предательстве армян в целом. Турецких армян Энвер публично поблагодарил за их лояльность во время сарыкамышской операции, направив письмо архиепископу Коньи. На пути от Эрзерума до Константинополя он также выражал благодарность турецким армянам за «полную преданность османскому правительству». В Константинополе Энвер заявил издателю газеты «Танин» и вице-президенту османского парламента, что поражение стало результатом армянской измены и что настало время депортировать армян из восточных областей. Асатурян связывает это изменение в позиции Энвера с попыткой спасти свой престиж и оправдаться за поражение. В феврале против османских армян были предприняты чрезвычайные меры. Около 100 000 армянских солдат османской армии были разоружены, у гражданского армянского населения было конфисковано оружие, разрешённое им с 1908 года. За разоружением, по свидетельствам очевидцев, следовало жестокое убийство армянских солдат, им перерезали горло и закапывали живьем. Посол США в Турции, Генри Моргентау охарактеризовал это разоружение как прелюдию к уничтожению армян. В некоторых городах власти угрожали массовыми репрессиями за отказ, а также удерживали в заложниках в тюрьмах сотни человек, пока армяне не соберут определённое властями количества оружия. Кампания по разоружению армян сопровождалась жестокими пытками. Собранное оружие часто фотографировалось и посылалось в Стамбул в качестве доказательства «предательства», что стало предлогом для общего преследования армян.

Организация депортации армян

Разоружение армян позже сделало возможным всеобщую и систематическую кампанию против армянского населения Османской империи, которая заключалась во всеобщей высылке армян в пустыню и последующей смерти от банд мародёров или от голода или жажды. Депортации были подвергнуты армяне из почти всех основных центров империи, а не только из приграничных районов, затронутых военными действиями. Вначале власти собирали здоровых мужчин, заявляя, что доброжелательно настроенное к ним правительство, исходя из военной необходимости, готовит переселение армян в новые дома. Собранные мужчины заключались в тюрьму, а затем выводились из города в пустынные места и уничтожались огнестрельным и холодным оружием. Затем собирались старики, женщины и дети, которым также заявлялось, что они должны быть переселены, и которых гнали колоннами под конвоем жандармов. Тех, кто не мог продолжать идти, убивали, исключения не делалось даже для беременных женщин. Жандармы выбирали по возможности длинные маршруты или заставляли людей идти обратно по тому же маршруту, пока от жажды или от голода не умирал последний человек.

Первая фаза депортации началась с высылки армян Зейтуна и Дёртъёла в начале апреля 1915 года. 24 апреля были арестована и депортирована армянская элита Стамбула, депортации подверглось также армянское население Александретты, и Аданы. 9 мая правительство Османской империи приняло решение депортировать армян восточной Анатолии из мест где они составляли компактное население. Опасаясь сотрудничества депортированных армян с русской армией высылка должна была производиться на юг, однако в хаосе войны этот приказ не был выполнен. После ванского восстания началась четвертая фаза депортаций, согласно которой должны были быть высланы все армяне приграничных районов и Киликии. 26 мая 1915 года Талаат представил «Закон о депортации», утвержденный меджлисом 30 мая 1915 года, о борьбе с выступающими против правительства в военное время. В законе не говорилось об армянах, но было ясно что закон был написан для них. 21 июня 1915, во время заключительного акта депортации, Талаат приказал выслать «всех армян без исключения», живших в десяти провинциях восточного региона Османской империи, за исключением тех кто был признан полезным для государства. В соответствии с этой новой директивой, депортация производилась согласно трем принципам: «принцип десяти процентов», согласно которому армяне не должны были превышать 10 % от мусульман в регионе, количество домов депортированных не должно было превышать пятидесяти, депортированным запрещалось менять места их назначения. Армянам запрещалось открывать собственные школы, армянские деревни должны были находиться на расстоянии не менее пяти часов езды друг от друга. Несмотря на требования депортировать всех армян без исключения значительная часть армянского население Стамбула и Эдирне не была выслана из опасения, что иностранные граждане станут свидетелями этого процесса. Армянское население Измира было спасено губернатором Рахми-беем, полагавшим, что высылка армян нанесет смертельный удар по торговле в городе. 5 июля границы депортации были еще раз расширены за счет западных провинций (Анкара, Эскишехир и пр.), Киркука, Мосула, долины Евфрата и пр. 13 июля 1915 год Талаат заявил, что депортация была проведена в качестве «окончательного решения армянского вопроса», что фактически означало устранение проблемы армян в Османской империи.

Первые депортации

 В середине марта 1915 года британско-французские силы атаковали Дарданеллы. В Стамбуле начались подготовительные мероприятия для переноса столицы в Эскишехир и эвакуации местного населения. Боясь присоединения армян к союзникам, правительство Османской империи предусматривало депортацию всего армянского населения между Стамбулом и Эскишехиром. В это же время состоялось несколько заседаний центрального комитета Иттихад, на которых глава «Специальной организации» Бехаэддин Шакир представил доказательства деятельности армянских групп в восточной Анатолии. Шакиру, утверждавшему, что «внутренний враг» не менее опасен чем «внешний враг», были делегированы расширенные полномочия. В конце марта — начале апреля «Специальная организация» попыталась организовать резню армян в Эрзеруме и направила в провинции для антиармянской агитации наиболее радикальных эмиссаров Иттихад, в том числе Решиб-бея (тур. Reşit Bey), который чрезвычайно жестокими методами, включая аресты и пытки, искал оружие в Диярбакыре, а затем стал одним из наиболее фанатичных убийц армян. Танером Акчамом высказывалась версия, что решение о всеобщей депортации армян было принято в марте, однако тот факт, что депортация из Стамбуле так и не была проведена, может означать, что на тот момент судьба армян всё ещё зависела от дальнейшего хода войны.

Несмотря на утверждения младотурок что депортации были ответом на нелояльность армян на восточном фронте, первые депортации армян были произведены под руководством Джемаля из центра Анатолии в Сирию. После поражения в египетской кампании он оценил армянское население Зейтуна и Дёртъёла как потенциально опасное и решил изменить этнический состав подконтрольной ему территории на случай возможного продвижения союзных держав, впервые предложил депортацию армян. Депортация армян началась 8 апреля с города Зейтун, население которого веками пользовалось частичной независимостью и находилось в конфронтации с турецкими властями. В качестве основания приводилась информация о секретной договорённости между армянами Зейтуна и российскими военным штабом, однако никаких враждебных действий армяне Зейтуна не предпринимали. В город были введены три тысячи турецких солдат. Часть молодых мужчин Зейтуна, включая нескольких дезертиров, напавших на турецких солдат, бежала в армянский монастырь и организовала там оборону, уничтожив, согласно армянским источникам, 300 солдат (турецкие указывают майора и восемь солдат), прежде чем монастырь был захвачен. По сообщениям армянской стороны, нападение на солдат было местью за непристойное поведение этих солдат в армянских деревнях. Большинство армянского населения Зейтуна не поддерживало мятежников, лидеры армянской общины заняли нейтральную позицию, убеждая мятежников сдаться и позволив правительственным войскам расправиться с ними. Однако только небольшое количество османских чиновников готово было признать это, большинство было убеждено, что армяне Зейтуна сотрудничают с врагом. Министр внутренних дел Талаат выразил армянскому патриарху Константинополя благодарность за помощь армянского населения в поимке дезертиров, однако в более поздних сообщениях изображал эти события как часть общего с иностранными державами армянского восстания — точка зрения, поддерживаемая турецкой историографией. Несмотря на то что основное армянское население не поддержало сопротивление османской армии, оно, тем не менее, было депортировано в Конью и в пустыню Дер Зор, где позже армяне были убиты или погибли от голода и болезней. Вслед за Зейтуном та же судьба постигла жителей других городов Киликии. Необходимо отметить, что эти депортации произошли до событий в Ване, которые османские власти использовали в качестве обоснования антиармянской кампании. Действия османского правительства были явно несоразмерными, однако они ещё не охватывали всю территорию империи.

Депортация армян Зейтуна проясняет важный вопрос сроков организации геноцида. Некоторая часть армян была выслана в город Конью, который находился далеко от Сирии и Ирака — мест, куда позже в основном депортировались армяне. Джемаль утверждал что лично выбрал Конью, а не Месопотамию, чтобы не создавать препятствий для транспортировки боеприпасов. Однако и после апреля, и за пределами юрисдикции Джемаля часть депортированных армян направлялась в Конью, что может означать наличие плана депортаций уже в апреле 1915 года.

Ванское восстание

После поражения под Сарыкамышем город Ван представлял важный стратегический интерес как для турецкой, так и для русской сторон. С 1914 года Дашнакцутюн, имевшая значительное влияние в городе, тайно накопила большое количество оружия. После подхода российских добровольцев под командованием Андраника в Сарай османские власти потребовали у дашнаков выдачи армянских дезертиров, бежавших из турецкой армии, отрезали город от телефонного сообщения и занялись поборами среди местного населения, в итоге выродившимися в столкновения между солдатами и чете (мусульманскими бандитами) с одной стороны и армянскими группами самообороны с другой. В феврале 1915 года губернатором Вана, единственной области империи, где армяне составляли большинство, был назначен шурин Энвера — Джавдет-бей, известный своей склонностью к насилию и терроризировавший армянское население во время кампании по изъятию оружия у армян. Джавдет только что возвратился из неудачного похода в Персию, и его сопровождало несколько тысяч курдских и черкесских нерегулярных солдат, так называемые «батальоны мясника». Турецкая сторона в конце 1914 года отмечала возможность восстания в Ване, отмечая, что армяне и некоторые персидские племена в районе Вана вооружались врагами Турции, армянские лидеры Вана пытались успокоить власти и высказали покорность Джавдету. В начале марта 1915 года Джавдет потребовал у армян Чатака под страхом смертной казни и депортации семей предоставить всех мужчин от 18 до 45 лет (4000 мужчин, а также многочисленные дезертиры) в качестве рабочих для армии, на что армяне предоставили только 400 человек, а вместо остальных предложили уплатить так называемый «налог на освобождение» (разрешённая законом уплата определённой денежной суммы взамен службы в армии), что было отвергнуто Джавдетом. Еще один инцидент произошёл, когда Джавдетом была отправлена армяно-турецкая группа из восьми человек, которая должна была разобраться в истории с помещением в тюрьму армянина в селе Шадах, по дороге все четыре армянских члена группы были убиты. 17 апреля Джавдет направил «батальоны мясника» для уничтожения армян Чатака, однако недисциплинированное войско напало на ближайшие армянские сёла. Массовые убийства начались 19 апреля, когда в окрестностях Вана было убито около 2500 армян, а в ближайшие несколько дней ещё около 50 тысяч. Нападения на армян провоцировались Иттихад, что позднее признавалось двумя генерал-губернаторами Вана, Ибрахимом Арвасом и Хасаном Ташином. Мусульманам под страхом смерти запрещалось защищать армян. Армяне Вана, ожидая нападения, несколько недель укрепляли свою часть города и в течение четырёх недель смогли оказать эффективное сопротивление. Население армянской части Ван составляло около 30 тысяч человек, среди которых только 1500 было вооружено. Оружие частично изготавливалось кустарным способом. 16 мая, когда русская армия подошла к Вану, турки вынуждены были уйти и русский генерал Николаев провозгласил в Ване армянское правительство. Через шесть недель уже русские отступили, забирая тех армян, кто мог уйти.

События в Ване не имели заранее запланированный характер, армяне стремились поддержать коридор для потенциального бегства в Персию, а Джавдет использовал репрессии для подавления видящейся ему «армянской угрозы». Его действия не были типичными для того времени. В это же время происходили восстания курдов в районе Битлиса и ассирийцев в Башкале.

Продолжение 

Аудиоплеер

Календарь

«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Друзья сайта

Поиск

Copyright MyCorp © 2019 | Сделать бесплатный сайт с uCoz
Яндекс.Метрика