Родился в семье владетельного князя замка Цовк Апирата
Пахлавуни. Правнук знаменитого церковного писателя Григория Магистроса
Пахлавуни, младший брат Григора III Пахлавуни, армянского католикоса. Один из
образованнейших людей своего времени. Получил основательное образование в школе
при монастыре Кармир, у епископа Степаноса Манука.
Нерсес Шнорали известен как поэт, музыкальный теоретик,
композитор, философ, богослов и летописец. Ему принадлежит много произведений
как духовных, так и исторических, написанных в стихотворной форме; из последних
особенно известны «Элегия на взятие Едессы Эмадеддином Зенги» в 1144 г. и
«История Армении», доведенная до 1121 г., а из духовных — поэма «Иисус
Единородный Сын Отца» (1152), заключающая в себе краткое изложение всей Библии
и сокращенное изложение четырёх Евангелий.
В прозе имеются два произведения Нерсеса: соборное послание
к народу армянскому, написанное при восшествии на патриарший престол (1166), и
изложение веры церкви армянской, составленное Нерсесом по требованию
византийского императора Мануила («Изложение веры Армянской Церкви» в 2-х
частях). Оба эти произведения и переписка между Нерсесом, императором Мануилом
и патриархом Михаилом переведены на русский язык Худобашевым (СПб., 1847).
Стихотворные произведения публиковались в переводах В.Брюсова и Н.Гребнева.
Нерсес Шнорали
Вся деятельность Нерсеса была направлена к соединению
церквей армянской и греческой, причем он руководствовался в особенности
желанием отстоять самостоятельность своего отечества от покушений мусульман. В
1170 г. в городе Рум-Кла, местопребывании католикосов, произошёл диспут между
Нерсесом и уполномоченным императора Мануила, богословом Феорианом; второй
диспут состоялся в 1172 г. «Изложение веры» написано было до первого диспута и
представляет род программы, на основании которой могло бы состояться
соглашение. Император Мануил и Патриарх Константиноольский Лука (1156-1169),
обсудив «Изложение Веры», нашли, что оно может послужить основой к началу
объединения Армянской и Византийской Церквей.
Уже став католикосом, Нерсес отправил императору ещё одно
послание, уточнив, что объединение должно происходить не по примеру хозяина и
слуги, а как равного с равным, на основе Библии и Священного Предания. Где бы
ни обнаружились богословские и обрядовые отклонения, будь то у армян или у
византийцев, они должны быть исправлены.
На это послание св. Нерсеса император и Патриарх Михаил III
(1169-1177) ответили в 1172 году, предлагая армянам для объединения принять ряд
условий: исповедовать, что в Христе одно лицо, две природы, две воли и два
воздействия, согласиться с тем, чтобы избрание католикоса Армении утверждалось
императором и т. д.
Разочарованный Нерсес, будучи большим защитником идеи объединения
Церквей, ответил Феориану, посланнику императора и патриарха, что сам он не
вправе решать столь серьёзные вопросы и что он ответит на них после созыва
Собора Армянской Церкви. Среди приготовлений к созыву Собора, на котором должен
был быть поставлен вопрос о соединении церквей, Нерсес умер. Обещанный Собор
созвал католикос Григор IV (1173 — 1193) в 1179 г. уже после смерти Нерсеса
Шнорали. В этом Соборе участвовали епископы Армении, Киликии с прилегающими
землями, Алуанка, а также представители Сирийской Яковитской Церкви. Собор, с
одной стороны, осудил крайности монофизитства, с другой — отверг учение о двух
естествах, двух волях, двух воздействиях, утвердив толкование Армянской Церкви
о единой природе Бога Слово воплощенного. Но ещё до того, как в Константинополе
узнали о решении Собора, умер император Мануил (1180), а его последователи
каких-либо признаков заинтересованности в объединении с Армянской Церковью не
проявили