Культура АрменииКультура Армении - Архитектура
«Айастан -
карастан» - так по-армянски называют эту землю - «Армения - страна камня».
Горный
ландшафт страны определил черты ее архитектуры. Мощно и монументально, как и
окружающие их горы, высятся по всей Армении памятники средневекового зодчества.
Каменистая почва, зубцы окружающих хребтов и очертания архитектурных памятников
сливаются в единый образ.
Традиционная
архитектура Армении – это храмовая архитектура церквей, монастырей, обителей и
пр. Раннесредневековое зодчество ( V-VI века) представлено, в основном,
базиликами. Базилика – это строение вытянутой прямоугольной формы, разделённое,
как правило, на три части рядами колонн, при этом центральная часть возвышается
над другими. В конце VI-VII веках получила своё развитие крестово-купольная и
центрально-купольная композиции храмовой архитектуры. Симметричный
крестообразный фасад храма украшен боковыми сводами и увенчан огромным куполом,
видным из дальних уголков храма. Позднее храмовый облик менялся, простые и
строгие церковные сооружения становятся более нарядными и сложными.
Совершенствовались формы, прибавлялись новые элементы, к примеру, купольный
барабан. Но в целом, традиционные храмовые постройки имеют общие основные
черты.
Особый вид
храмовой армянской архитектуры - монастырский ансамбль. Он слагался из целого
ряда элементов - собора, часовен, колокольни, гражданских построек - трапезной,
библиотеки, ризницы и других. Комплекс часто окружался стеной, к которой
примыкали жилые и хозяйственные помещения. Над главными воротами иногда
воздвигали небольшую церковь. Возникновение первых монастырей исследователи
относят к VII веку, расцвет их строительства приходился на XII век.
По земле Армении разбросано также немало феодальных замков – крепостей,
дворцов, замков, караван-сараев, мостов. Недаром Армению величают «музеем под
открытым небом». Всемирно известны величественный памятник эллинизма – Храм
солнца - Гарни ( III - II в.в. до н.э.), купольные храмы Эчмиадзина ( IV в.),
храм Звартноц ( VII в.), средневековая жемчужина Гегард ( IV - XIII в.в.).
Хачкары
В каждой культуре есть некий самобытный элемент, который, не
присутствуя больше нигде, невольно становится символом всей национальной культуры.
В Армении таким символом являются «хачкары» - так называемые крест-камни –
памятники Армении не встречаемые больше ни в одной стране мира. Слово «хачкар»
образовано двумя армянскими корнями: «хач» - крест и «кар» - камень.
Хачкары представляют особый вид искусства –
декоративно-архитектурные скульптуры, основанные на древних национальных
традициях и отличающееся разнообразием и богатством форм. Хачкары стали резать
в начале IV века, сразу после того, как Армения приняла христианство. Вместо
языческих жертвенников и в тех местах, где в дальнейшем должны были быть
воздвигнуты церкви и монастыри, устанавливали деревянные кресты. Но дерево
недолговечно, и поэтому их стали заменять каменными, а с IX века -
изображениями крестов на каменных прямоугольных плитах. Тогда же хачкары стали
устанавливать по самым разным поводам: в честь победы над врагами, по случаю
окончания строительства храма или моста, в благодарность за получение
земельного надела. Они служили межевыми знаками и очень часто - могильными
памятниками.
Центральный символ любого хачкара - процветший, как бы
распустившийся, подобно дереву или цветку, крест - символ новой, вечной жизни.
Под крестом высекают круг: круг с водруженным на нем крестом символизирует
торжество христианской веры. Над крестом обычно изображают общие для всех
христианских конфессий символы четырех евангелистов - орла, льва, быка и
ангела. Но у армян это и четыре начала мироздания - огонь, вода, земля и
воздух.
Мастеров-камнерезов, создающих хачкары называют варпетами. И
их искусство живо и востребовано по сей день. В хачкарах присутствует дух
армянского народа, все богословие Армянской апостольской церкви.
Самое большое в Армении кладбище с древними хачкарами
находится у поселка Норадуз. В хачкарах норадузского кладбища запечатлено целое
тысячелетие армянской истории - самые древние из камней датируются VIII веком.
Прикладное искусство
Традиционными бытовыми занятиями армян были и есть ткачество и
ковроткачество, гончарство, кружевоплетение, ювелирная техника, создания и
украшения домашней утвари. Развиваясь, эти народные промыслы переросли в
национальное декоративно-прикладное искусство, наиболее распространённое и
доступное широкой публике.
В керамике, коврах, вышивке,
украшениях из серебра, в простых каждодневных вещах воплощалась основа основ
народного миросозерцания. Они объединяли и олицетворяли все искусство Армении.
Здесь можно было черпать идеи форм, зрительное богатство, цветовое
разнообразие, увидеть новые варианты привычного.
Древнейшей ветвью армянского
прикладного искусства является мастерство золотого и серебряного дела,
связанное с художественной обработкой этих благородных металлов, которые жители
Армянского нагорья уже использовали во II тысячелетие до н. э.
Искусство литья, резьбы на
золоте и серебре, чеканки, инкрустаций камнями, их шлифовки и обрамления — выразилось
в многочисленных предметах украшения, культа и быта армян. Ковры, пожалуй, один
из самых необходимых в быту армян предметов. Коврами устилали столы, покрывали
сундуки, сиденья и постели. Ковры часто служили завесами дверных проёмов и
алтарей в храмах. Ковроделие относят к числу древнейших ремёсел, освоенных
армянами
Живопись, скульптура
Первые образцы национальной живописи мы можем увидеть на
архитектурных памятниках Эчмиадзина, в античном Гарни и других храмах, в том
числе и относящихся к эпохе Урарту. Стены и полы в культовых сооружениях были
покрыты удивительными орнаментами, барельефами и рельефами, значительная часть
которых сохранилась до наших дней. Они изображали разнообразные растения и
животных, сюжеты, связанные с христианской религией – сцены Страшного Суда и
Рождества, жизнью знати, занятиями народа.
Живопись, с присущими ей
эмоциональными выразительными средствами, превращала стены храмов во
внушительную образную повесть. Параллельно с нею начинала развиваться
иконопись.
Особый вид церковной живописи
занимает миниатюра – яркие колоритные рисунки религиозного содержания,
иллюстрирующие рукописные книги. Первые прекрасные образцы миниатюры появились
уже в VI веке, но наивысшего расцвета искусство достигло в эпоху Средневековья.
В XVII - XVIII веках распространяется стенная роспись, появляется новый вид
искусства – станковая живопись. В XIX веке ведущими жанрами армянского
искусства были портретная живопись, жанровая и историческая, пейзажная
живопись.
Великим художником-маринистом,
творчество которого принадлежит мировой культуре, но прежде культурам двух
народов - русского и армянского, был Иван (Ованес) Айвазовский.
Литература
Почти сразу же после изобретения алфавита и письменности на свет
начинают появляться первые литературные памятники на армянском языке. Они
относятся к V - VI в.в. Прежде всего, это исторические произведения Мовсеса
Хоренаци. Его « История Армении» содержит сведения о странах Передней Азии.
Хоренаци сберег в своих трудах драгоценные образцы устной народной поэзии. Он
упоминает о песнях и легендах, распеваемых в народе в его время. Другой не
менее известный раннесредневековый автор – Корюн, описавший « Жития Маштоца» ,
а также совершивший ряд переводов на армянский язык богословских книг.
Высокого уровня достигла армянская поэзия. Широко известным имена
поэтов Григора Нарекаци ( X в.), создавшего поэму «Книга скорбных песнопений» -
один из монументальных памятников в истории мировой литературы, Нерсеса Шнорали
( X в.), Фрика ( XIII в.). Великое рукописное наследие армянского народа –
более 15 тысяч рукописей по истории, философии, праву, медицине, математике,
естествознанию, астрономии, музыке хранятся в фондах одного из крупнейших
мировых центров хранения рукописной культуры – Матендаране им. Месропа Маштоца.
Первая армянская книга была напечатана в XV веке. В XIX в. литература Армении
развивалась под влиянием русской и западноевропейской культуры.
Театр
Театральное искусство на территории Армении развивается еще со
времен до нашей эры. Оно было привнесено сюда родоначальниками этого вида
искусства – древними греками - в эпоху эллинизма, когда территорию Армянского
нагорья занимала Великая Армения со столицей – Тигранакертом. Известно, что
армянский царь Тигран II Великий в I в. до н.э. построил в своей столице
амфитеатр (сохранились развалины), где приглашенные им греческие артисты
ставили греческие трагедии и комедии.
По свидетельству Плутарха, армянский царь Артавазд II сочинял
трагедии, которые ставились в Арташате – второй столице Армении ( I в. н.э.). И
хотя история профессионального армянского театра насчитывает более двух
тысячелетий, подлинное возрождение армянского театрального искусства относится
ко второй половине XIX века.
В Ереване в 1921 был открыт Театр им. Г.Сундукяна – крупнейший в
Армении драматический театр. На его сцене ставятся произведения как западных
классиков, так и известных армянских драматургов. В 1933 был открыт Ереванский
театр оперы и балета.
Музеи
В Ереване находятся Государственный исторический музей, Музей
истории города Еревана, Государственная картинная галерея, Музей современного
искусства, Институт древних рукописей Матенадаран им. Месропа Маштоца и ряд
других музеев, в Сардарабаде – Музей этнографии и фольклора, в Эчмиадзине –
Музей религиозного искусства
Музыка
Армянскую музыку никогда не спутаешь ни с какой другой. У нее
особая мелодика и богатое звучание. В целом, эта самобытность достигается за
счет звучания оригинальных армянских инструментов, сохранившихся еще со времен
раннего Средневековья - прототипы скрипки – пандир и бамбир; струнные - тавих,
кнар; духовые – свирель, зурн, авагпог; ударные - барабан.
От древнейших времен идут народные песнопения – обрядовые,
трудовые, военные и т.п.
Народ создал множество песен – любовных, свадебных, колыбельных,
песен-плачей и причитаний. А исполнителями песен являлись народные певцы –
гусаны. Начиная с V века, развивается церковная песня и музыка. Хоровые песни
назывались шараканами. Они исполнялись во время церковных обрядов и торжеств.
С XII века в музыке стали применять хазы – древнеармянские ноты.
Городская народная песня и инструментальная музыка развиваются, вбирая в себя
черты крестьянской песни, элементы восточной и западной культур. Дошедшие до
нас отрывки эмоциональных любовно-лирических, ытовых и застольных песен выгодно
свидетельствуют об уровне развития армянской средневековой музыкальной
культуры. С конца XVII века развивается искусство армянских ашугов,
посвящённое, в основном, любовно-лирическим и бытовым темам.
В 1868 г. Чухаджяном была написана первая армянская опера «Аршак
II», а произведения А.Спендиарова закладывают основу национальной классической
симфонической музыки; А.Тиграняном на основе музыкального языка в 1912 г.
создается опера «Ануш».
Начало XIX века вызывает подъём армянской музыкальной жизни,
создаётся новая армянская нотопись.
XX век подарил миру целую плеяду выдающихся армянских композиторов
- Арама Хачатуряна, Микаэла Таривердиева и Арно Бабаджаняна.
- Фольклор
Армянский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен. Основой его
считаются древние мифы о происхождении богов, возникшие еще в языческую
(эллинистическую) эпоху.
Сами известными являются миф об умирающем и воскресающем боге Ара
Прекрасном и его войне с царицей Шамирам (Семирамидой), миф о Хайке и
расселении его потомков на территории Армении, мифы о Ваагне – армянском
Геракле, а также эпические сказания о царях и борьбе с завоевателями.
Согласно древнеармянской мифологии во главе пантеона стал Арамазд,
отец богов. За ним следовал ряд божеств – Ваагн - бог войны, бог, поражающий
драконов, и богиня Анаит - покровительница страны. Боги Михр (Митра) и Тир в
разное время выступали как солнечные божества, а последний из них считался
также богом мудрости и письма. Известны также божества Нанэ и Астхик - богиня
любви.
Помимо мифов о богах и героях, в древней Армении были широко
распространены и эпические сказания, посвященные выдающимся историческим
личностям - царям Ерванду, Арташесу, Тиграну, Трдату, Санатруку и другим. Во
многих вариантах известен героический средневековый эпос «Давид Сасунский» об
истории нескольких поколений, боровшихся за свободу, против арабского ига.
Многочисленны басни, в том числе и песенные, сказания и сказки, пословицы и
загадки.