Армянская Апостольская Церковь
Армянская Апостольская Церковь (арм. Հայ Առաքելական
Եկեղեցի),
Традиционное, официальное название - Հայաստանեայց Առաքելական
Սուրբ
Եկեղեցի
(Армении Апостольская Святая Церковь),
Иногда используется вариант - Հայ Առաքելական Ուղղափառ Եկեղեցի (Армянская Апостольская
Православная Церковь),
Среди некомпетентных русскоязычных комментаторов иногда
используется отвергаемое самой Армянской церковью, не имеющая армянского
эквивалента, некорректное название "Армяно-григорианская церковь"
— одна из древнейших поместных Церквей. Древнейшая государственная Церковь в мире. Относится к группе дохалкидонских Древневосточных Православных Церквей. В богослужении использует армянский обряд.
Каноническое устройство и главные кафедры ААЦ
Высшим духовным лицом и предстоятелем единой Армянской
Апостольской Церкви является Католикос Всех Армян с титулом Верховного
Патриарха ААЦ. На сегодня им является 132-й католикос Армянской Церкви Гарегин
II Нерсисян. Патриарша кафедра (арм. աթոռ, буквально "престол")
Католикоса Всех Армян находится в Эчмиадзинском соборе (арм. Մայր Աթոռ Սուրբ
Էջմիածին
/ Первопрестольный Святой Эчмиадзин), в древней столице АрменииВагаршапате.
Второй по достоинству исторической кафедрой Армянской
Апостольской Церкви является Католикосат Великого Дома Киликии (арм. Մեծի Տանն Կիլիկիոյ
Կաթողիկոսութիւն).
Католикос Киликийский, которым на сегодня является Арам I, будучи канонически
независимым предстоятелем автономного католикосата ААЦ, признает первенство
чести Католикоса Всех Армян. Резиденция Киликийского католикоса (с 1930 года)
находится в Антилиасе,Ливан.
В ведении Католикоса Всех Армян состоят все епархии в
пределах Армении и Нагорного Карабаха, а так же большинство зарубежных епархий
по всему миру, в частности в России, Украине и других странах бывшего СССР. Под
управлением Киликийского католикоса находятся епархии Ливана, Сирии иКипра.
В каноническом ведении Католикоса Всех Армян находятся два автономных патриархата ААЦ — Иерусалимский и Константинопольский. ПатриархиИерусалима (Торгом Манукян) и Константинополя (Месроп Мутафян) имеют духовную степень архиепископов. В ведении Иерусалимского патриархата состоят армянские церкви Израиля и Иордании, а в ведении Константинопольского патриархата армянские церкви Турции и острова Крит (Греция).
Исторические кафедры первоиерархов ААЦ
Исторические кафедры первоиерархов ААЦ
Престол первоиерархов ААЦ изначально не привязывался к
конкретной кафедре, но располагался как правило в столице государства. Уже сам
святой Григорий Просветитель, возведенный на апостольскую кафедру в Аштишате,
перенес свою резиденцию в Вагаршапат, где царем Трдатом был построен
Эчмиадзинский собор. В связи с неспокойной историей Армении и частой переменой
столиц и административных центров, престол Католикоса Всех Армян переезжал с
места на место, даже за пределы исконной Армении, во времена Киликийского
Армянского царства. С падением Киликийского царства резиденция первоиерархов ААЦ
навсегда вернулась в первопрестольный Эчмиадзин.
С 68 — Аштишат (апостольская кафедра)
С 302 — Вагаршапат (Эчмиадзин)
С 484 — Двин
С 927 — Ахтамар (остров на озере Ван)
С 992 — Ани
С 1057 — Тавлбур в Малой Армении
С 1147 — Ромкла (Рум-Кале) в Киликии
С 1282 — Сис в Киликии
С 1441 — Вагаршапат (Эчмиадзин)
Исторические католикосаты ААЦ
Слово «католикос» не является синонимом титула «патриарх», и
указывает не на высшую иерархическую должность, а на высшую духовную степень.
Наличие нескольких независимых католикосатов (история ААЦ знает примеры
одновременного сосуществования пяти католикосов) не является признаком раскола
единой Армянской Церкви, но является исторически обусловленным каноническим
устройством. В условиях иноверческого порабощения и территориального разделения
Армении, наличие отдельного католикосата, способного обеспечить самостоятельное
существование части Церкви на обособленной территории, было оправдано. Единство
же Армянской Церкви воплощается в лице Католикоса Всех Армян, как преемника святого
Григория Просветителя.
Помимо сохранившегося Киликийского католикосата, в ААЦ существовали исторические автономные католикосаты, имевшие местную ограниченную власть, признававших главенство Католикоса Всех Армян:
Ахтамарский католикосат
Алванский католикосат
Основные отличия Армянской Церкви от других Ортодоксальных Церквей
Духовные степени
В Армянской Апостольской Церкви, в отличие от греческой
трехчастной (епископ, священник, диакон) системы духовных степеней иерархии,
существует пять духовных степеней.
1. Католикос (арм. Կաթողիկոս) — предстоятель Церкви или
автономного католикосата, епископоначальник, имеющий абсолютные полномочия
совершать Таинства, в том числе и Хиротонию всех духовных степеней иерархии, в
том числе епископов и католикосов. Рукоположение имиропомазание епископов
католикосом совершается в сослужении двух епископов. Миропомазание
новопосвящаемого католикоса совершается в сослужении двенадцати епископов. К
исключительным полномочиям католикоса относится освящение святого Мира.
2. Епископ (арм. Եպիսկոպոս) — глава епархии. Отличается от
католикоса некоторой ограниченностью полномочий. Епископ может рукополагать и
миропомазывать священников, но не может рукополагать епископов, но только
сослужить католикосу в епископской хиротонии. При избрании нового католикоса,
двенадцать епископов миропомазуют его, возводя в духовную степень.
3. Священник (арм. Քահանա) — пастырь прихода. Совершает все
Таинства кроме Хиротонии.
4. Диакон (арм. Սարկավագ) — служитель Алтаря. Сослужит
священнику в Таинствах.
5. Дпир (арм. Դպիր) — низшая духовная степень получаемая
в епископском рукоположении. Сослужит священнику и диакону в Таинствах.
Выполняет все диаконские обязанности, но в отличие от последнего не читает
Евангелие на Литургии и не подносит литургическую Чашу.
Христология
Основная статья: Христология Армянской Апостольской Церкви
Армянская Апостольская Церковь относится к группе
Древневосточных Православных Церквей, и как и все Церкви этой группы отвергает
Халкидонский собор и его решения. В своей догматике ААЦ основывается на
постановлениях трёх первых Вселенских Соборов и придерживается дохалкидонской
христологии Александрийской богословской школы, виднейшим представителем
которой был святойКирилл Александрийский. Согласно формуле Святого Кирилла —
"Едина природа Бога Слово воплощенного", дохалкидонская христология
еще известна и как миафизитство. Богословские критики ААЦ неправомерно
утверждают, что её христологию следует трактовать как монофизитскую, что
Армянская Церковь отвергает, анафематствуя и монофизитство, и диофизитство.
Трисвятое
В Армянской церкви, как и в других Древневосточных
православных церквях, в отличие от православных церквей греческой традиции,
Трисвятая песнь поется не Божественной Троице, а одной из Ипостасей Триединого
Бога. Чаще это воспринимается как христологическая формула. А потому, после
слов «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» в зависимости от
празднуемого на Литургии события делается прибавление, указывающее на то или
иное библейское событие.
Так в воскресную Литургию и на Пасху прибавляется: «… что
воскрес из мертвых, помилуй нас».
В невоскресную Литургию и в праздники святого Креста: «… что
распялся ради нас, …».
В Благовещенье или Богоявление (Рождество и Крещение
Господне): «… что явился ради нас, …».
В Вознесение Христово: «… что вознесся во славе к Отцу, …».
В Пятидесятницу (Сошествие Духа Святого): «… что пришел и
почил на апостолах, …».
И другие…
Иконопочитание
Существует ошибочное мнение, что в ранний период Армянской
Апостольской Церкви было свойственно иконоборчество. Такое мнение могло возникнуть
из-за того, что в целом в армянских храмах мало икон и нет иконостаса, что
является лишь следствием местной древней традиции, исторических условий и
общего аскетизма убранства. С другой стороны, такое мнение могло сложиться
из-за того, что среди верующих армян не было традиционным иметь иконы дома. В
домашней молитве чаще использовался Крест. Это связанно с тем, что икона в ААЦ
должна быть непременно освящена рукою епископа святым миром, а потому она
является скорее храмовой святыней, нежели непременным атрибутом домашней
молитвы.
Армянская Апостольская Церковь заявляет о своём
отрицательном отношении к иконоборчеству и осуждает его, поскольку имеет свою
историю борьбы с этой ересью. Ещё в конце VI, начале VII веков (то есть более
чем за столетие до возникновения иконоборчества в Византии, VIII—IX) в Армении
появились проповедники иконоборчества. Двинский священник Хесу с несколькими
другими духовными лицами проследовали в области Содк и Гардманк, где
проповедовали отвержение и уничтожение икон. Против них идеологически выступила
Армянская Церковь в лице католикоса Мовсеса, богословов Вртанеса Кертоха и
Ована Майрагомеци . Но борьба с иконоборцами не ограничилась только
богословием. Иконоборцы подверглись гонениям, и будучи схваченными гардманским
князем, отправились на суд Церкви в Двин. Таким образом внутрицерковное
иконоборчество было быстро подавлено, но оно нашло почву в сектантских народных
движениях середины VII века и начала VIII, с которыми Армянская и Алванская
Церкви вели борьбу.
Евхаристия
Хлеб в Армянской Апостольской Церкви при совершении
Евхаристии по традиции используется пресный.
Вино при совершении Таинства используется цельное, не
разбавленное водой.
При том, что в ААЦ считается, что Христос на Тайной Вечери
для причащения апостолов использовал именно опреснок и цельное вино, все же
способу приготовлению Святых Даров, т.е. евхаристического хлеба (пресный или
квасной) и вина (цельное или разбавленное) не придается догматического
значения. Практика других Ортодоксальных Церквей не считается
"неправильной", но признается допустимой местной традицией.
Освященный евхаристический хлеб (Тело) погружается
священником в Литургическую Чашу с освященным вином (Кровью) и преломляясь
пальцами на частицы преподается причащающимся.
Крестное знамение
В Армянской Апостольской Церкви Крестное знамение
трехперстное (аналогично греческому) и слева направо (как у латинян), но это не
сочетание заимствованных элементов, а именно армянская традиция. Иные варианты
Крестного знамения, практикуемые в других церквях, ААЦ не считает
«неправильными», но воспринимает как естественную поместную традицию.
Календарные особенности
Армянская Апостольская Церковь в целом живёт по
Григорианскому календарю, но община в диаспоре, на территориях Церквей
использующих Юлианский календарь, по благословению епископа может жить и по
Юлианскому календарю. То есть календарю не придается «догматического» статуса.
Армянская патриархия Иерусалима, согласно Статус-кво в Святых местах, принятым
между христианскими Церквями имеющими права на Гробе Господнем, как и
патриархия греческая живёт по Юлианскому календарю.
ААЦ отмечает Рождество Христово 6 января одновременно с
Крещением, под общим названием Богоявления. Остальные праздники, исчисляемые
относительно праздника Рождества, соответственно отмечаются:
Обрезание Господне (на 8 день после Рождества) — 13/26
января
Сретение (после 40 дней после Рождества) — 14/27 февраля
Благовещение (за 9 месяцев до Рождества) — 7/20 апреля
Передовой пост
Передовой пост присущ исключительно Армянской Церкви, наступает
за 3 недели до Великого поста и длится 5 дней, т.е. одну богослужебную неделю.
Происхождение поста связывают с постом святогоГригория Просветителя, после
которого он исцелил больного царя Трдата Великого.
Матах
Матах является одной из обрядовых особенностей Армянской
Апостольской Церкви (арм. Մատաղ, от Մատուցանել աղ, буквально «поднести соль») и имеет
смысл пожертвования для благотворительной трапезы, принесения дара Богу в виде
оказания милости бедным. Однако некоторыми матах ошибочно воспринимается как
жертвоприношение животного. Если матах и можно назвать жертвоприношением, то
только в смысле пожертвования. Это жертва милости, а не кровное
жертвоприношение, подобное ветхозаветному или языческому.
Традиция матаха возводится к словам Господа:
«...когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни
братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя
когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих,
увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо
воздастся тебе в воскресение праведных»(Лук.14:12-14).
Литургия
Основная статья: Литургия Армянской Апостольской Церкви
Литургия Армянской Церкви своим обрядом отличается от
Литургий других Ортодоксальных Церквей, но в ее основе лежит принятая и в
греческой Церкви Каппадокийская Литургия приписываемая авторству Василия
Великого.
История Церкви
Основные статьи:
1. История ААЦ от апостолов до Халкидонского разделения (I-V
века)
2. История ААЦ от Халкидонского разделения до падения
Киликийского царства (V-XV века)
3. История ААЦ под властью Турции, Персии и России (XV-XX
века)
История Христианства в Армении начинается с проповеди
апостолов Фаддея и Варфоломея в еврейской диаспоре и создания епископской
кафедры в Аштишате. После веков жесточайших гонений, в 301году Христианство
провозглашено как государственная и единственная религия Армянского царства.
С V века, на почве неприятия Халкидонского собора Армянской
Церковью, происходит ее размежевание с Церковью Византии, и как следствие с
Римской Церковью. В течение веков со стороны ААЦ предпринимались попытки
единения с халкидонскими Церквями, но наталкиваясь на великодержавные амбиции
византийцев и латинян, эти попытки к положительным результатам не приводили.
В XII веке, с возникновением Киликийского Армянского
царства, престол армянских первоиерархов перемещается из исконной Армении в
Киликию, где просуществовал до XV века. С потерей государственности в Киликии,
престол Католикоса Всех Армян был возвращен в святой первопрестольный
Эчмиадзин, где пребывает по сей день.
С этого же времени, начинается длительный период разделения
Армении между Османской империей и Персией. Создается Константинопольский
патриархат ААЦ. Усиливается католический прозелитизм среди армян, что приводит к
созданию и Армянской Католической Церкви. В 1828 году Восточная Армения вошла в
состав Российской империи.
Реликвии
Главными общехристианскими реликвиями Армянской Церкви являются: