Армянский.ру
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость



Каталог статей
Главная » Статьи » Геноцид армян

К годовщине геноцида армян в Османской Турции. Мать Туфарик

К годовщине геноцида армян в Османской Турции. Мать Туфарик

К годовщине геноцида армян в Османской Турции. Мать Туфарик
14:34, 23 апреля 2013
24 апреля 2013 года для туапсинских армян, как и для всех армян на земле — памятная и скорбная дата. Это очередная годовщина геноцида армян в Османской Турции в 1915 -1923 годах. Сегодня мы публикуем один из отрывков рассказов Сидрака Агоповича Язычьяна об этих событиях из его недавно вышедшей в свет книги под названием «Девочка Туфарик».

Мать Туфарик родилась в селе Чибуклух в районе Орду Джаника Турции в 1896 году. 24 апреля 1915 года, когда начался геноцид армян, она уже была замужней женщиной. По её рассказу турецкие власти начали геноцид в глубокой тайне не только от армян, но и от простого населения всей страны. Объявив в стране военное положение, в связи с началом Первой мировой войны в 1914 году, у населения, в первую очередь у армян, забрали огнестрельное и всякое холодное оружие, вплоть до кухонных ножей и топоров. Заметив это и заподозрив неладное, Манушак предлагала родственникам и знакомым прятать всё оружие. Но её слушались немногие.

Следом за этим начался призыв боеспособного населения – вновь, будто в связи с началом войны. Но после сборов сразу армян отделяли от остальных призывников. Не дав оружие, армян разделяли на малые группы и, удалив друг от друга в разные направления, тайно уничтожали различными способами: связанными друг с другом топили в море, сбрасывали в ущелья с обрывов, расстреливали или, загнав в дома, сжигали заживо. Была жесточайшая цензура, и всё происходило тайно. Затем собирали стариков и женщин армянской национальности и уводили пешими в сирийские пустыни, будто с целью удаления их от мест боевых действий. А детей оставляли в своих домах, обещая им доставить их к родителям, когда те устроятся на новом месте. Тех, кто сопротивлялся этому, жестоко избивали и убивали на глазах детей. Многие армяне, догадавшись или узнав о происходящих зверствах, схватив спрятанное каким-то образом оружие, уходили в леса, захватив с собой семьи.

Манушак к тому времени была беременна. Её родителей тоже угнали, а отца её мужа, якобы связанного с армянским федаинами (так звали членов сопротивления армян турецким властям, от персидского слова «федаин» – человек, жертвующий собой ради веры), зверски убили при всех. Сын убитого – муж Манушак, видя расправу над отцом, лишился ума, а вскоре турки убили и его.

Манушак среди своих трёх братьев и двух сестёр была старшей. Она увела их в горы и леса к федаинам, а когда пришло время рожать, тайно от турецких властей вернулась в село. В доме соседей греческой национальности, которых в первый период геноцида турки ещё не трогали, она родила мальчика. Но чтобы не попасть под подозрение турков в защите армян, женщины той семьи, не дав ей даже прийти в себя после родов, оставили ребёнка у себя, взяли её под мышки и в сумерки увели в лес, а сами вернулись. Манушак осталась там на ночь, спрятавшись под лопухами. Когда стемнело, вдруг у лопушника появился турецкий солдат… Женщина замерла, терпя боль от давления камня, попавшего, как назло, под бедро. Турок подошёл к лопушнику, пошарил палкой в полумраке, раздвигая стебли лопухов. В один момент он едва не коснулся палкой её лица…

Манушак готова была вскочить и убежать, но для этого не было у неё сил от потери крови… Видимо, потеряв надежду найти беглянку, солдат выругался и ушёл. А она, дождавшись, когда всё вокруг стихнет, сорвала листья лопухов, сделала себе подстилку и легла, и, тут же уснув, не заметила, как рассвело. Проснувшись и осмотревшись вокруг, кое-как приведя себя в порядок, ушла к федаинам и своим братьям и сёстрам.
Когда, несколько месяцев спустя, тайком она вернулась за ребёнком, те гречанки заявили, что он умер, хотя одни соседи сказали, что ребёнка забрали турки, а другие говорили, что недавно его видели здоровым пухленьким мальчиком. Манушак заподозрила обман, но что-то предпринять была не в силах и ушла обратно к федаинам.

Вскоре турецкими властями было объявлено послабление в преследовании армян. Им предлагалось вернуться в свои дома. Многие из них с опаской возвращались домой. Но вскоре выяснилось, что это была уловка со стороны властей. Они начали насильственно их загонять в мечети и заставлять принимать ислам в обмен на прекращение преследования. Причём, молодые турки, как и раньше, предпочитали брать в жёны армянок, но при условии принятия ими ислама. Многие армянки поддавались этим условиям, то ли по настоящей любви, то ли ради спасения жизни своей и родителей. Одна из сестёр Манушак, моложе её на два года, пошла на эти условия и вышла замуж за турецкого солдата. А Манушак категорически отказалась от принятия ислама. Так поступала не только она, но и многие другие армяне, и вскоре турецкие власти возобновили репрессии против христиан. Манушак вместе с сестрой и братьями, как и многие, отказавшиеся сменить веру, вновь ушли к федаинам и вместе с ними скитались в лесах...

Однажды летом 1918 года Манушак сумела через одного из федаинов связаться с контрабандистом Артыном Гамаляном, перевозившим армян тайно в Россию. Договорившись о переправе туда и их, уже вместе с братьями и младшей сестрой прибыла она на его небольшой моторный катер. С ними не было её второй сестры, которая вышла замуж за турка. А незадолго до отправления тот неожиданно пришёл на судно и предложил им остаться, гарантируя безопасность всем. Но Манушак, зная цену этим гарантиям из пережитого ранее, отвернулась от него и, увидев отуреченную сестру, сидящую на лошади недалеко от причала, шёпотом поручила своим братьям, чтобы они пошли и привели её живой или мёртвой, чтобы увезти в Россию. Но, то ли заметив это, то ли потеряв надежду на успех своих уговоров, муж сестры быстро ушёл, и до того, как ребята дошли до сестры, он вскочил на свою лошадь, и они ускакали.

Манушак боялась, что турок может прислать жандармов, чтобы их задержать, и с волнением поглядывала на хозяина катера, мысленно умоляя его торопиться. Но, видя его озабоченность, молчала. Наконец, дождавшись последних беженцев, хозяин судна, будто ожив, дал команду помощнику, и катер, отчалив, взял курс к берегам России, о которой Манушак, как её братья и сестра, только слышали.
Манушак долго размышляла: «Почему турок не задержал их? То ли не успел, то ли, всё же, он, как исключение, оказался из числа турок, у которых совесть ещё сохранена?» Но, тем не менее, она была уверена, что поступила с ним правильно, отказавшись от его услуг. Но жалела, что сестра, став женой турка, осталась в Турции.

Катер Гамаляна прибыл в Сухум. Манушак узнала там, что многие, ранее приехавшие в Россию джаникские армяне, живут на побережье близ Туапсе, и в поисках приюта вместе с братьями и сестрой отправились туда. Добираться им пришлось долго на разных видах транспорта и пешком. Сначала пришли в село Гунайка теперешнего Туапсинского района, где у прибывших из Джаника ранее армян Манушак узнала, что в хуторе Маратук и живёт давно приехавший из Турции её дядя — мамин брат — Аведис Язычьян. Все вместе они пешком пришли к родственнику через перевал, и он их приютил.

Категория: Геноцид армян | Добавил: Cornifex (23.04.2013)
Просмотров: 389 | Комментарии: 1 | Теги: ГЕНОЦИД АРМЯН 1915, геноцид, геноцид армян, геноцид 1915 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Разделы

Все про Армению [2]
Геноцид армян [38]
геноцида армян
Карчахбюр [5]
Все про Карчахбюра
Карчахбюр [4]
Дети Карчахбюра
Армянская Апостольская Церкви\Հայ Առաքելական Եկեղեցի [3]
Армянская Апостольская Церкви\Հայ Առաքելական Եկեղեցի
Клинкер [1]
Продажа немецкого клинкера в Москве и МО.

Аудиоплеер

Друзья сайта

Поиск

Copyright MyCorp © 2017 | Сделать бесплатный сайт с uCoz
Яндекс.Метрика